Поделиться:
Главная
Богослужение
Великая Вечерня

На Великой Вечерне

На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 6, самогласны. Сергиа Патриарха:

Днесь Иже на разумных Престолех почиваяй Бог / Престол свят на земли Себе предуготова: / утвердивый мудростию Небеса / Небо одушевленное человеколюбием содела, / от неплоднаго бо корене / сад живоносен израсти нам, Матерь Свою, / Иже чудес Бог / и ненадеющихся надежда, / Господи, слава Тебе.

В сей день почивающий на разумных Престолах Бог / на земле святой престол Себе предуготовал; / утвердивший мудростью небеса / Небо Одушевленное по человеколюбию устроил; / ибо из неплодного корня Он вырастил нам / живоносное насаждение – Матерь Свою. / Ты – Бог чудес и надежда безнадежных, / Господи, слава Тебе!

Сей день Господень, / радуйтеся, людие: / се бо Света чертог / и книга Слова Животнаго / из утробы произыде, / и Яже к востоком дверь, рождшися, / ожидает входа Святителя великаго, / eдина и Eдинаго вводящи Христа во вселенную, / во спасение душ наших.

Это – день Господень, радуйтесь люди; / ибо Света брачный Чертог / и Книга Слова жизни из чрева произошла; / и Рожденная – дверь, обращенная к востоку, / ожидает входа великого Священника, – / единственная, и вводящая во вселенную единого Христа / ко спасению душ наших.

Аще и Божественным хотением / светлыя неплодны жeны прозябоша, / но всех Мария рожденных боголепно превозсия: / яко, от неплодныя преславно рождшися матере, / породи плотию всех Бога, / паче eстества от безсеменныя утробы; / eдина дверь Eдинороднаго Сына Божия, / Юже прошед, заключенну сохрани / и, вся мудре устроив, яко весть Сам, / всем человеком спасение содела. (2)

Если по Божественной воле / знаменитые безплодные жены и произвели детей, / но Мария Богоприлично просияла более всех рожденных; / ибо Она, Сама чудесно родившись от бездетной матери, / родила по плоти Бога всех / выше природы из бессеменного чрева, – / единственная Дверь единородного Сына Божия; / через нее пройдя, Он Её затворенной сохранил / и, все устроив мудро, как знает Сам, / произвел для всех людей спасение. (2)

Стефана Святоградца:

Днесь неплодная врата отверзаются, / и дверь девическая Божественная предгрядет, / днесь плод раждати благодать начинает, / являющи миру Божию Матерь, / Eюже земная с Небесными совокупляются, / во спасение душ наших. (2)

В сей день безплодные врата отверзаются, / и выходит девственная Божественная Дверь; / в сей день приносить первые плоды начинает благодать, / являя миру Божию Матерь, / чрез Которую земное с небесным соединяется / для спасения душ наших. (2)

Днесь всемирныя радости провозвещение, / днесь возвеяша ветри, / спасения провозвестницы, / eстества нашего разрешается неплодство: / неплоды бо мати показуется / девствующия и по рождестве Зиждителеве, / из Неяже чуждее присвояет Иже eстеством Бог / и заблуждшим Плотию спасение содевает, / Христос Человеколюбец, / и Избавитель душ наших.

Сей день – вступление всемирной радости, / в сей день повеяли ветры, предвестники спасения; / безплодие природы нашей прекращается, / ибо безплодная оказывается матерью / Той, Кто девствует и после рождения Создателя, / от Которой Бог по естеству усвояет чуждое Себе / и чрез плоть спасение обольщенным производит: / Христос человеколюбец и искупитель душ наших.

Днесь неплодная Анна раждает Богоoтроковицу, / от всех родов произбранную / в жилище всех Царя и Зиждителя, Христа Бога, / во исполнение Божественнаго смотрения, / имже наздахомся, земнороднии, / и обновихомся от тли к жизни неконечней.

В сей день неплодная Анна рождает Божию Отроковицу, / предъизбранную от всех родов / в обитель Царю всех и Творцу, Христу Богу, / для исполнения Божественного замысла, / которым мы, на земле рожденные, воссозданы / и обновлены из тления / к жизни непрекращающейся.

Слава, и ныне, 1-ю стихиру: Днесь Иже на разумных Престолех: Вход. Прокимен дне.

Паримии: Быт 28:10–17, Иез 43:27; 44:1–4, Притч 9:1–11.

На литии стихиры самогласны, глас 1, Стефана Святоградца:

Начало нашего спасения, людие, днесь бысть: / се бо пронареченная от родов древних / Мати и Дева и приятелище Божие / от неплодове родитися происходит, / цвет от Иессея и от корене eго жезл прозябе. / Да радуется Адам праoтец, / и Eва да веселится радостию, / се бо созданная от ребра Адамова дщерь и Внуку блажит явственне: / родися бо мне, рече, избавление, / eгоже ради от уз адовых свобождуся. / Да радуется Давид, бия в гусли, / и да благословит Бога, / се бо Дева происходит от утробы неплодныя, / ко спасению душ наших.

В сей день явился, люди, / первый плод нашего спасения. / Ибо вот, предназначенная от родов древних Матерь и Дева / и вместилище Божие / появляется, рождаясь от неплодной. / Вырос цвет от Иессея и отрасль от корня его. / Да веселится праотец Адам / и Ева да ликует радостно. / Ибо вот, созданная из ребра Адамова, / она ясно восхваляет Дочь и Внучку свою. / "Ведь для меня, говорит она, родилось избавление, / благодаря которому от уз ада я освобожусь!" / Да веселится Давид, бряцая в гусли / и да благословляет Бога. / Ибо вот, Дева происходит от скалы безплодной / для спасения душ наших.

Приидите, любодевственнии вси / и чистоты рачителие, / приидите, подымите любовию девства похвалу, / от камене твердаго текущий источник жизни / и от безчадствующия купину невещественнаго Oгня, / очищающаго и просвещающаго души наша.

Придите, все любители девства / и чистоты ревнители; / придите, примите с любовью Девства Похвалу, / текущий из твердой скалы Источник Жизни, / и от бездетной – Терновый Куст невещественного Огня, / очищающего и просвещающего души наши.

Глас 2. Анатолиево:

Что шум празднующих бывает? / Иоаким и Анна торжествуют тайно: / радуйтеся с нами, глаголюще, Адаме и Eво, днесь, / яко имже древле преступлением затвориша рай, / плод благославен нам дадеся, / Богоoтроковица Мария, / отверзающи eго всем вход.

Что за шум праздничный раздается? / Иоаким и Анна таинственно торжествуют, возглашая: / "Радуйтесь с нами в сей день, Адам и Ева, / ибо для вас, затворивших в древности преступлением рай, / нам дарован славнейший плод – / Отроковица Божия Мария, / всем открывающая вход в него!"

Пронареченная всех Царица, / Божие oбителище, / от неплодныя днесь утробы пройде Анны славныя, / Присносущнаго Существа Божественное пребывалище, / Eюже безстудный ад попрася / и всеродная Eва в твердую жизнь вводится. / Той достойно возопиим: / блаженна Ты в женах, и Плод чрева Твоего благословен.

Предназначенная быть всех Царицей, Божия обитель / в сей день из бесплодного чрева славной Анны произошла, / вечного Существа удел Божественный. / Ею попран наглый ад, / и Ева, мать всех поколений, / вводится в незыблемую жизнь. / Ей по достоинству возгласим: / "Блаженна Ты между женами / и плод чрева Твоего благословен!"

Слава, и ныне, глас 8, Сергиево:

В благознаменитый день праздника нашего / вострубим духовною цевницею: / Яже бо от семене Давидова, днесь раждается Мати Живота, / тьму разрешающи, / Адамово обновление, и Eвино воззвание, / и нетления источник, тли пременение, / Eяже ради мы обожихомся / и от смерти избавлени быхом, / и возопиим Той с Гавриилом, вернии: / радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, / Тебе ради даруя нам велию милость.

В знаменательный день праздника нашего / заиграем громогласно на духовной лире. / Ибо от семени Давидова / в сей день рождается Матерь Жизни, разгоняя тьму; / Адама воссоздание и Евы ко спасению призвание, / нетления источник, прекращение тления. / Чрез Нее мы обожены / и избавлены от смерти. / Воззовем же Ей с Гавриилом, верные: / "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, / подающий нам через Тебя великую милость!"

На стиховне стихиры, глас 4, самогласны, Германово:

Всемирная радость от праведных возсия нам, / от Иоакима и Анны, Всепетая Дева, / Яже премногия ради чистоты / храм Божий одушевленный бывает / и eдина воистинну Богородица познавается. / Тоя молитвами, Христе Боже, / мир миру низпосли / и душам нашим велию милость.

Всемирная радость от праведных воссияла нам, – / от Иоакима и Анны – всепрославленная Дева, / Которая за преизбыток чистоты / одушевленным храмом Божиим становится / и одна поистине Богородицей является. / Её мольбами, Христе Боже, / мир миру ниспошли, / и душам нашим великую милость.

Стих: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое.

Ангеловым проречением / плод пречист от Иоакима и Анны, праведников, / днесь произыде Дева, / небо и престол Божий, / и приятелище Чистоты, / радость провозвещающи всему миру, / живота нашего Ходатаица, / клятвы отъятие, благословения подание. / Тем в рождестве Твоем, Дево Богозванная, / миру мир испроси / и душам нашим велию милость.

По предсказанию Ангела, всесвященное Дитя, / от Иоакима и Анны праведных / в сей день произошла Ты, Дева, / небо, и престол Божий, и вместилище чистоты, / открывающая радость всему миру, / жизни нашей Заступница, отмена проклятия, / дарование взамен благословения. / Потому в день рождества Твоего, Дева Богом призванная, / миру мир испроси, / и душам нашим великую милость.

Стих: Лицу Твоему помолятся богатии людстии.

Неплоды безчадная Анна / днесь руками да восплещет светло, / да светлоносят зeмная, царие да играют, / святителие во благословениих да веселятся, / да празднует весь мир: / се бо Царица и непорочная Невеста Oтча / от корене Иессеева прозябе. / Ктому жены в печалех не родят чад: / Радость бо процвете, и Живот всем человеком в мире жительствует. / И ктому дары Иоакимовы не возвращаются, / рыдание бо Анны в радость преложися: / срадуйтеся мне, глаголющи, весь избранный Израиль, / се бо даде ми Господь одушевленную палату / Божественныя славы Eго, / во oбщее веселие и радость / и спасение душ наших.

Безплодная, не рождающая Анна / в сей день радостно да рукоплещет; / все земное да сияет, цари да ликуют, / да веселятся священники в благословениях, / да празднует весь мир. / Ибо вот, Царица и непорочная Невеста Отца / произросла из корня Иессеева. / Не будут больше жены в муках рождать детей, / ибо радость расцвела / и жизнь людей в свои права вступает в мiре. / Уже не возвращают Иоакиму дары, / ибо плач Анны изменился в радость. / "Радуйтесь со мною, – говорит она, – весь избранный Израиль; / ибо вот, Господь дал мне одушевленный Дворец / Божественной славы Своей / к общему веселию, и радости, / и ко спасению душ наших!"

Слава, и ныне, глас 8, Сергия Патриарха:

Приидите, вси вернии, к Деве тецем: / се бо раждается Яже прежде чрева предвиденная Бога нашего Мати, / девства сосуд, Ааронов прозябший жезл от корене Иессеева, / пророческое проповедание / и праведных Иоакима и Анны прозябение. / Раждается убо, и мир с Нею обновляется. / Раждается, и Церковь во свое благолепие украшается. Храм святый, Божества приятелище, / девственный сосуд, царский чертог, / в немже преславное неизреченнаго соединения, сошедшихся во Христе eстеств, / совершенное содеяся таинство. / Eмуже покланяющеся, / воспеваем Девы Всенепорочныя рождество.

Придите, все верные, к Деве поспешим. / Ибо вот, рождается / до зачатия предопределенная Бога нашего Матерь, / девства сокровище, Ааронов проросший жезл от корня Иессеева, / пророков возвещение / и праведных Иоакима и Анны отрасль. / И вот, Она рождается и мир с Нею обновляется; / рождается, и Церковь в свое благолепие облекается; / Она – храм святой, вместилище Божества, / девственное орудие, царский чертог, / в котором совершилось неслыханное таинство / неизреченного единения сочетавшихся во Христе естеств. / Ему поклоняясь, воспеваем / всенепорочной Девы рождество.

На благословении хлебов тропарь, глас 4:

Рождество Твое, Богородице Дево, / радость возвести всей вселенней: / из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, / и, разрушив клятву, даде благословение, / и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный. (3)

Рождество Твоё, Богородица Дева, / радость возвестило всей вселенной, / ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш; / и, отменив проклятие, Он дал благословение, / и, упразднив смерть, даровал нам жизнь вечную. (3)

Вопрос священнику | Обычаи | Богословие | Богослужение | Молитвы | Жития святых | Иконография праздника | История праздника | Детская страничка | Материнская страничка | Открытки праздника | Медиа | Ссылки

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика