Поделиться:
Главная
Богослужение
Описание святоотеческих чтений праздника
Богослужебные книги

Церковный устав кроме песнопений праздника, чтения положенных зачал Евангелия, Апостола и паремий предписывает еще и чтения святоотеческие - из творений, посвященных празднику. Таковых на праздничном Всенощном бдении положено было целых шесть, "каждое объемом страниц 5-6. Первое из этих чтений положено в конце вечерни, второе по 1-й кафизме, третье - по 2-й, четвертое по полиелее, пятое по 3-й песни канона и шестое по 6-й песни канона.

Как правило, чтения эти ныне опускаются. Но знакомство с этими "уставными чтениями" представляет несомненный интерес, тем более, история нашей Церкви знает время весьма бережного к ним отношения. Речь идет, конечно, о Великих Четиях Минеях святителя Макария Московского. В середине XVI века святитель Макарий поставил себе целью собрать воедино "все книги чтомые, которые в Русской земле обретаются". Так появились Великие Минеи Четьи - уникальный памятник Русской книжности. "Кто сия святыя книги со страхом Божиим и с великим вниманием прочитает на душевную пользу себе и слышащим, тот от Бога благословен будет и сугубу мзду от Него приимет", - писал в предисловии святитель Макарий.

В огромных фолиантах, каждый из которых содержит до полутора тысяч листов, собраны сказания о праздниках, жития, поучения, чтения из Священного Писания на каждый день годового круга Богослужений. Рукописные Минеи замечательно иллюстрированы: художники-миниатюристы стремились передать самую суть празднуемого события. Один комплект Миней святитель Макарий передал как вклад в Успенский собор Московского кремля, "все святыя четии книги дал есми Пречистой Богородицы".

По заказу Ивана Грозного был изготовлен еще один комплект Миней - "Царский"; он имеет некоторые дополнения. Оба комплекта Великих Миней ныне хранятся в Государственном историческом музее. Наряду со всеми прочими достоинствами отметим не только максимальную полноту содержащихся в Минеях поучений, но и выверенность и безусловную достоверность всех входящих в них материалов. Тексты Миней стали своего рода эталоном для сборников, содержащих поучения на праздники годового круга. В конце XIX века они были частично изданы Археографической комиссией Академии Наук.

Именно там можно найти первое из уставных чтений на праздник Рождества Пресвятой Богородицы: и предложится чтение праздника - слово Андрея Критского, емуже начало: Аще мерима есть земля пядию" (Типикон). Свт. Андрей говорит о непостижимости празднуемого события, указывает на духовную красоту Пречистой Девы, изображенную в 44-м псалме (Пс. 44, 10-18). Адресуя Богородице более тридцати поэтических эпитетов, содержащихся в Ветхом Завете, свт. Андрей, приводит объяснение каждого из них и замечает, что в Священном Писании нет ни одного места, которое нельзя было бы приложить к Ней. Описывая само событие, послужившее основанием для праздника, свт. Андрей говорит, что оно предрешено было Богом еще при грехопадении прародителей и явлено было чудесным образом над бесплодной Анной. Постоянным рефреном к приветствиям Богородицы звучат многократно повторяющиеся в поучении свт. Андрея "Радуйся" и "Благословенна Ты". Пространное слово Андрея Критского читалось "на даяния два", т. е. разбивалось на два чтения.

Следующим на Всенощном бдении праздника читалось (по 2-й кафизме) поучение преподобного Иоанна Дамаскина, которое начинается словами "Придите все народы". Лучшим подарком на Рождество Пресвятой Девы, считает преподобный, будет слово. И в слове своем он объясняет, почему Дева Мария должна была родиться от неплодной матери, говорит о сущности рождения в мир Богородицы и в связи с этим и о сущности Боговоплощения, указывая на Ее превосходство над всеми святынями Ветхого Завета. Спасительными для всего мира являются последствия Ее Рождества и обусловленного им Боговоплощения: мир получает от Бога более, нежели потерял при грехопадении прародителей. Завершая свое слово, преподобный Иоанн обращается к участникам события - Самой Богородице и Ее родителям - с просьбой принять его дар.

Следующее чтение - поучение Григория Цамблака (XIV в.), начинающееся словами "Да предначинает настоящему торжеству Давид Богоотец". К торжеству приглашаются и родители Богоотроковицы, и Давид, и все колена Израилева. Весь Ветхий Завет поникнут мыслью о Богородице - прообразы Ее суть и Ноев ковчег, и сень Авраамова, и Иаковля, и купина Мосеева, и жезл Ааронов прозябший, и руно Гедеоново... Это чтение также читается в два приема.Последним полагается чтение из Пролога - составное, включающее в себя синаксарь праздника (собрание исторических сведений) и несколько поучений "зело душеполезных". Поучения на Рождество Богородицы обязательно включались в состав Прологов. Например, один из наиболее древних сохранившихся Прологов - хранящийся ныне в Библиотеке Академии Наук в СПб. рукописный Пролог XIII века - содержит поучения св. равноапостольного Климента Охридского не только на сам праздник, но и на предпразднство.

Протоиерей Николай ПОГРЕБНЯК

Вопрос священнику | Обычаи | Богословие | Богослужение | Молитвы | Жития святых | Иконография праздника | История праздника | Детская страничка | Материнская страничка | Открытки праздника | Медиа | Ссылки

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика