Поделиться:

Песнь 8

Ирмос: В пещи отрочестей прообразил еси иногда Твою Матерь, Господи, / образ же Сия из огня изымаше неопально входящия, / Юже поем, явльшуюся Тобою концем днесь, / и превозносим во вся веки.

Ирмос: В печи отроков / прообразовал Ты некогда Матерь Свою, Господи, / и образ этот спасал их от огня, / ходивших в нем, не опаляясь. / Её, явившуюся чрез Тебя концам земли в сей день, / мы воспеваем и превозносим во все века.

Яже к Богу нашего примирения предопределенная скиния / еже быти ныне начинает, / имущи родити Слова, нам дебельством Плоти явльшася, / Егоже поем, из не сущих во еже быти Тем приемшии, / и превозносим во вся веки.

Предопределенная Скиния / нашего с Богом примирения / бытие ныне начинает, / чтобы родить нам Слово, / в вещественной плоти являющееся; / Его мы воспеваем, / из небытия бытие через Него стяжавшие, / и превозносим во все века.

Неплодства преложение мирское благих разреши неплодство / и ясно чудо Христа показа, к земным пришедша, / Егоже поем, из не сущих во еже быти Тем приемшии, / и превозносим во вся веки.

Безплодия прекращение / окончило и безплодие мира в добром, / и ясно показало чудо – / к смертным пришедшего Христа. / Его мы воспеваем, / из небытия бытие через Него стяжавшие, / и превозносим во все века.

 

Ин

Ирмос: Покрываяй водами превыспренняя Своя, / полагаяй морю предел песок и содержай вся, / Тя поет солнце, Тя славит луна, / Тебе приносит песнь вся тварь, / яко Содетелю всех во веки.

Ирмос: Сокрывающий в водах горние чертоги Свои, / полагающий границей морю песок / и держащий все! / Тебя поет солнце, Тебя славит луна, / Тебе все творение приносит песнь, / как Создателю и Творцу вовеки!

Сотворивый преславная неплодней утробе, / отверзый Анны нераждающая ложесна и плод ей дав, / Ты, Боже Святый, Ты, Сыне Девы, / Ты от Сея Плоть приял еси, / присноцветущия Девы и Богородицы.

Сотворивший необычайное с безплодным чревом, / отверзший нерождавшую утробу Анны / и давший ей плод! / Ты – Боже святой, Ты – Сын Девы, / Ты от Нее принял плоть, / вечно цветущей Девы и Богородицы.

Затворяяй бездну и отверзаяй ю, / возносяй воду во облацех и даяй дождь, / Ты, давый, Господи, от неплоднаго корене / прозябнути Анны святыя Пречист Плод / и родити Богородицу.

Запечатывающий бездну и отверзающий её, / поднимающий воду в облаках и дающий дождь, / это Ты, Господи, / давший от безплодного корня процвести жезлу / – святой Анны Пречистому Плоду – Богородице.

Делателю мыслей наших / и Насадителю душ наших, / Ты, неплодную землю благоплодну показавый, / Ты древле сухую родовиту, благокласну, бразду плодоносну соделал еси Анну святую, / Пречист Плод израстити, Богородицу.

Возделыватель наших мыслей / и насадитель наших душ, / Ты, показавший бесплодную землю благоплодной, / Ты соделал прежде сухую ниву / родящей, колосистой, плодоносной, / – Анну святую, чтобы ей произрастить / Плод Пречистый – Богородицу.

Приидите, вси узрим, / яко от чертога мала, Божий град, ныне раждаемый, / иже от двери утробныя исход имущую, / вход же не ведущу общения: / Един Бог Зиждитель Сею пройде стезею странною.

Придите все, увидим / как бы от малого чертога / рождающийся ныне город Божий, / Ту, Которая имела исход из двери чрева, / но не знающую входа брачного общения, / ибо прошел один Создатель / этим удивительным путем.

Троичен: О Троице Пресущная, Единице Собезначальная! / Тя поет и трепещет множество Ангел, / Небо и земля и бездны ужасаются, / человецы благословят, огнь работает, / вся послушают Тебе, Троице Святая, со страхом, яже в твари.

Троичен: О Троица высшая всякого естества, / Единство равно безначальное! / Тебя воспевает и пред Тобой трепещет / множество Ангелов, небо и земля. / Бездны ужасаются, люди благословляют, / огонь рабски служит, / все в творении повинуется Тебе, / Троица святая, со страхом.

Богородичен: О новейшаго слышания: Бог Сын Жены! / О безсеменнаго Рождества! Безмужныя Мати и рожденное Бог! / О ужаснаго видения! О зачатия страннаго Девы! О несказаннаго Рождества! / Истинно паче ума вся и видения.

Богородичен: О последнее известие: Бог – Сын жены! / И рождение – без семени: безмужная Матерь / и рожденное – Бог! / О ввергающее в трепет зрелище! / О Девы необычайное зачатие! / О неизреченное рождество! / Поистине все это выше ума и созерцания!

Катавасия: Благословите, отроцы, / Троицы равночисленнии, / Содетеля Отца Бога, / пойте снизшедшее Слово, / и огнь в росу претворшее, / и превозносите всем жизнь подавающаго / Духа Всесвятаго во веки.

Катавасия: Благословляйте, отроки, / Троице равночисленные, / Бога Отца Создателя, / воспевайте Слово, сошедшее / и огонь в росу претворившее, / и превозносите всем жизнь подающего / Духа всесвятого, вовеки!

На 9-й песни Честнейшую: не поем, прежде же ирмоса и тропарей, припев сей поем: Величай, душе моя, / преславное рождество Божия Матере.

 Песнь 9

Ирмос: Яже прежде Солнца Светильника Бога возсиявшаго, / плотски к нам пришедшаго, / из боку Девичу неизреченно воплотившая, / Благословенная Всечистая, / Тя, Богородице, величаем.

Ирмос: Бога, светило, прежде солнца воссиявшее, / к нам во плоти пришедшего, / из девственных недр неизреченно воплотившая, /благословенная, пречистая! / Мы Тебя, Богородица, величаем.

Иже непокоривым людем из камене источив воду, / благопокоривым же языком дарует от чресл неплодных плод на веселие нам, / Тя, Богомати Пречистая, / Юже достойно величаем.

Непокорным людям из утеса потоки источивший / послушным Ему народам дарует / из неплодных недр плод на радость нам – / Тебя, Богоматерь пречистая, / Которую мы достойно величаем.

Напраснаго древняго Отъятельницу осуждения и праматере исправление, / Юже рода к Богу вину присвоения, к Зиждителю мост, / Тя, Богородице, величаем.

Избавительницу от строгого древнего приговора / и праматери исправление, / Виновницу рода нашего с Богом примирения, / к Творцу приводящий мост, – / мы Тебя, Богородица величаем.

Ин

Другий припев: Величай, душе моя, / от неплодове рождшуюся Деву Марию.

 

Ирмос: Чужде матерем девство, / и странно девам деторождение: / на Тебе, Богородице, / обоя устроишася. / Тем Тя, вся племена земная, / непрестанно величаем.

Ирмос: Чуждое матерям девство / и несвойственное девам деторождение – / то и другое совершилось на Тебе, Богородица: / потому все мы, племена земные, / непрестанно Тебя величаем.

Достойное, Богомати, / Твоея чистоты рождество наследовала еси чрез обещание: / иногда бо неплодней Богопрозябен Плод вдалася еси. / Тем Тя, вся племена земная, непрестанно величаем.

Достойное чистоты Твоей рождение / унаследовала Ты, Богоматерь, по обетованию; / ибо Ты была дарована некогда безплодной / как Богом произращенный Плод; / потому все мы, племена земные, / непрестанно Тебя величаем.

Исполнися вопиющаго пророчество, / глаголет бо: возставлю скинию падшую священнаго Давида, / в Тебе, Чистая, прообразившуюся, / Еяже ради всех человеков персть в Тело создася Божие.

Исполнилось пророчество взывающего: / "Восстановлю, – он говорит, – скинию упавшую святилища Давида", / ибо осуществлен этот прообраз в Тебе, Пречистая, / чрез Которую весь человеческий прах / воссоздался в тело Божие.

Пеленам покланяемся Твоим, Богородице, / славим Давшаго плод прежде неплодней / и Отверзшаго ложесна нераждающей преславно. / Творит бо вся, елика хощет, Бог сый самовластен.

Поклоняемся пеленам Твоим, Богородица; / славим Давшего плод бесплодной прежде / и чудесно чрево не рождавшей Отверзшего; / ибо все, что хочет Он творит, / будучи Богом всемогущим.

Яко дар Тебе, Богородице, песнопение, от Анны рождшейся, верно дароносим: / матери Матерь, девы же Деву едину, / славословяще, покланяемся Тебе, поем и славим.

Тебе, Богородица, родившейся от Анны, / мы, как дар, с верою приносим песнь, / славословя матери – Мать, а девы – единственную Деву, / поклоняемся Тебе, поем и славим.

Троичен: Чужде есть беззаконным славити Безначальную Троицу, / Отца, и Сына же, и Святаго Духа, / несозданное Вседержавство, / Еюже мир весь содержится манием державы Ея.

Троичен: Чуждо для беззаконных славить безначальную Троицу, / Отца, как и Сына, и Святого Духа, / несотворенное всевластие, / Которою держится весь мир / по мановению Её могущества.

Богородичен: Вместила еси во утробе Твоей, Дево Мати, Единаго от Троицы, Христа Царя, / Егоже поет вся тварь и трепещут вышнии чини: / Того моли, Всечистая, спастися душам нашим.

Богородичен: Ты вместила во чреве Твоем, Дева-Матерь, / Одного из Троицы, Христа Царя, / Которого воспевает все творение / и пред Кем трепещут вышние Престолы. / Его моли, Всесвященная, / о спасении душ наших.

Катавасия с припевы праздника:

Таин еси, Богородице, рай, / невозделанно возрастивший Христа, / Имже крестное живоносное на земли насадися Древо. / Тем, ныне возносиму, / покланяющеся ему, Тя величаем.

И другий: Снедию древа роду прибывшая смерть / Крестом упразднися днесь, / ибо праматерняя всеродная клятва разрушися / прозябением Чистыя Богоматере, / Юже вся Силы Небесныя величают.

 

Ты, Богородица, – таинственный рай, / невозделанно произрастивший Христа, / Которым на земле насаждено / Креста живоносное древо; / потому ныне, при воздвижении его, / поклоняясь ему, мы Тебя величаем.

Иная: Смерть, постигшая род наш через вкушение от древа, / в сей день упразднена Крестом; / ибо всеобщее проклятие за вину праматери / разрушено Отраслью чистой Богоматери, / Которую все Силы Небесные величают.

Светилен:

От неплодныя днесь Анны цвет произыде, Богородица, / вся благовония Божественнаго исполняющи концы мира / и радости всю наполняющи тварь, / Юже поюще, достойно восхваляем, / яко сущу земнородных превышшую. (2)

От неплодной Анны в сей день / цвет взошел – Богородица, / наполняющая Божественным благовонием все мира концы / и радостью исполняющая все творение. / Её мы, воспевая, достойно восхваляем, / как истинно превосходящую земнородных. (2)

Слава, и ныне:

Адаме, обновися, и Ева, возвеличися, / пророцы, со апостолы ликуйте и праведными, / общая бо радость возсия, Ангелов же и человеков / от праведных днесь Иоакима и Анны, Богородица Мария.

Адам, обновись; Ева, возвеличься; / пророки, ликуйте с Апостолами и праведниками; / общая радость в мире и Ангелам, и людям: / от праведных Иоакима и Анны / в сей день рождается Богородица.

На хвалитех стихиры на 4, глас 1. Подобен: О, дивнаго чудесе:

О, дивнаго чудесе! / Источник Жизни / от неплодныя раждается, / и благодать плодородити светло начинается, / веселися, Иоакиме, / Богородицы быв родитель: / несть ин, якоже ты, / земнородных родителей, богоприятне: / боговместимая бо Oтроковица, / Божие селение, пресвятая гора / тобою нам даровася. (2)
 

О дивное чудо! / Источник жизни от неплодной рождается / и благодать приносить первые плоды / с блеском начинает. / Веселись, Иоаким, / став родителем Богородицы. / Нет такого, как ты, боговдохновеный, / между земнородными родителями. / Ибо вместившая Бога Отроковица, Божия обитель, / гора всесвятая от тебя нам дарована. (2)

О, дивнаго чудесе! / От неплодове плод возсия / мановением всех Содетеля и Вседержителя, / доблественно мирское благих разреши неплодство. / Матeри с материю Богородичною ликуйте, зовуще: / Обрадованная, радуйся, с Тобою Господь, / подаяй миру Тобою велию милость.

О дивное чудо! / От неплодной воссиявший плод / по мановению Создателя всего и Вседержителя / мощно прекратил бесплодие мира в добре. / Матери, возликуйте / с матерью Богородицы, восклицая: / "Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, / подающий миру / чрез Тебя великую милость.

Столп целомудрия одушевлен / и светлое приятелище, блистающееся благодатию, / Анна благославная явльшися, / породи забрало воистинну девства, / Божественное процветение: / Яже всем девствeнным / и девства желающим дарование, / девства доброту яве подающую, / и дарующую всем верным велию милость.

Славная Анна, / одушевленным столпом целомудрия явившись, / светлою обителью, благодатию блистающей, / родила поистине девства оплот, / Божественное цветение, / всем девственницам и желающим девства дар, / девства красотою награждающую явственно / и всем верным подающую великую милость.

Слава, и ныне, глас 6. Самогласен:

 

Сей день Господень, / радуйтеся, людие: / се бо Света чертог / и книга Слова Животнаго / из утробы произыде, / и Яже к востоком дверь, рождшися, / ожидает входа Святителя великаго, / eдина и Eдинаго вводящи Христа во вселенную, / во спасение душ наших.

Это – день Господень, радуйтесь люди; / ибо Света брачный Чертог / и Книга Слова жизни из чрева произошла; / и Рожденная – дверь, обращенная к востоку, / ожидает входа великого Священника, – / единственная, и вводящая во вселенную единого Христа / ко спасению душ наших.

Славословие великое. По Трисвятом тропарь праздника единожды и ектении.

Отпуст:

Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

Христос, истинный Бог наш, по молитвам пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, святых и праведных Богоотцов Иоакима и Анны и всех святых помилует и спасет нас, как Благой и Человеколюбец.

Знаменуются же братия от иерея святым елеем, и поем стихиру самогласну праздника, юже хощет екклисиарх.

Вопрос священнику | Обычаи | Богословие | Богослужение | Молитвы | Жития святых | Иконография праздника | История праздника | Детская страничка | Материнская страничка | Открытки праздника | Медиа | Ссылки

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика