Поделиться:
Главная
Иконография праздника
Рождество Пресвятой Богородицы 

На Русь иконы Рождества Пресвятой Богородицы пришли из Византии. Исследователи отмечают, что изображений праздника до-иконоборческого периода (VIII в.)  не сохранилось, и наиболее древние иконы и фрески относят к X-XI вв.

Устойчивая и широко распространившаяся иконография праздника косвенно свидетельствует о том, что уже в до-иконоборческий период иконы праздника Рождества Богородицы в Церкви были. Можно привести росписи грузинских храмов: например, посвященный Богородице храм в Атени, был построен в начале VII века, и хотя сохранившиеся росписи более поздние (XI в.), трудно представить, чтобы храм оставался не расписанным в течение нескольких столетий - видимо, в XI в. старые росписи были обновлены.

Храм Богородицы в Атени

 

При сравнении иконы Рождества Божией Матери с другими иконами двунадесятых праздников обращает на себя внимание более земной, человеческий строй этого изображения.

Икона не является простой передачей догматического содержания праздника, но носит черты очень интимные, она не лишена бытовых подробностей.

Икона Рождества Божией Матери как бы вводит в семью Иоакима и Анны, делает нас причастниками чрезвычайно радостному событию, освятившему дом Иоакима и всю вселенную. Сбылись многолетние чаяния, у супругов родился долгожданный младенец, и, наверное, понимали, чувствовали родители, что это дитя - необыкновенное, раз сам Бог через ангелов сообщил им о рождении ребенка.

На иконографии ранних  изводов праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе (принятый тип иконографии рождества без страданий) - ее изображение крупнее других; ей предстоят жены с дарами, перед ней - повивальная бабка и служанки, омывающие Богоотроковицу в купели или уже подносящие Ее матери, нередко изображена и Дева Мария в колыбели

На иконах более позднего времени изображается и праведный Иоаким. Иконы содержат больше подробностей: стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птицы.

Рождество Пресвятой Богородицы (с клеймами)

Особенно интересными бывают клейма. На ранних фресках те сцены, которые изображаются в клеймах, представлены как самостоятельные сюжеты. Их содержание: праведный Иоаким приносит свою жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять жертву у безчадного как имеющего тайные грехи или пороки; Иоаким укоряет Анну (встречается нечасто); плач Иоакима в пустыне; Плач Анны в саду; моление Иоакима; моление Анны; благовестие Иоакиму и благовестие Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; Беседа Иоакима и Анны; собственно Рождество Богородицы; ласкание Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом,  придерживая Новорожденную).

Из древнейших сохранившихся изображений праздника Рождества Богородицы наиболее известными являются: фрески в апсиде Киевского Софийского собора (первая половина XI века),  росписи Преображенского собора Псковского Мирожского монастыря (XII век).

Из близких по времени к упомянутым выше отечественным памятникам можно назвать византийские и сербские: широко известна фреска Рождества Богородицы в церкви Иоакима и Анны в Сербском монастыре Студеница (1304 г.)

Пасха.ру

 

Вопрос священнику | Обычаи | Богословие | Богослужение | Молитвы | Жития святых | Иконография праздника | История праздника | Детская страничка | Материнская страничка | Открытки праздника | Медиа | Ссылки

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика